ПО ТУ СТОРОНУ ЧЕРНЫХ
ГОР
В.Л. Касьянов
Институт биологии
моря ДВО РАН, Владивосток, 690041
Каждый
день в хорошую погоду из окон владивостокских
домов, выходящих на Амурский залив, видна цепь
Черных гор. За ними Китай. Точнее, Хуньчуньский
уезд Яньбяньской Корейской автономной
префектуры провинции Цзилинь. |
В августе 1998 года Чанчуньский институт географии
АН Китая провел конференцию по проблемам
устойчивого развития, ресурсов и окружающей
среды в районе экономического развития бассейна
реки Туманной. Поездка на конференцию семи
российских географов и морских биологов дала нам
возможность узнать взгляды китайских географов
на эти проблемы и увидеть этот район. |
(Рисунок 1)
|
(Рисунок 2)
|
|
На
“Комете” мы пролетели через Амурский залив в
Славянку - центр Хасанского района (рис.1), а
оттуда на пустом рейсовом китайском автобусе
“Мерседесе” отправились в Хуньчунь через
Краскино. Пересев на пропускном пункте в
Хуньчуне в микроавтобус с переводчиком Ван Цинда
из Чанчуньского института географии, промчались
через Хуньчунь, разбросанный в низовье
Хуньчуньхэ, последнего перед морем крупного
притока реки Туманной, и выехали на ее левый,
китайский берег. Он, в отличие от правого,
корейского (рис.2), берега обжит, со многими
китайскими и корейскими деревнями и ярко
зелеными тщательно обработанными рисовыми
полями (рис.3). |
(Рисунок 3)
|
(Рисунок 4)
|
|
Обычны посевы
кукурузы и овощей. Китайские деревенские дома
кирпичные, поставленные впритык друг к другу, и
покрыты черепицей. Корейские дома - мазанки с
четырехскатной соломенной крышей - напоминают
украинские хаты. Трубы идут не из крыш, а из земли
у дома - дым выходит после обогрева пола в доме.
Яркие резные арки стоят при въезде и выезде из
деревень. По ухоженному шоссе с цветами по
обочинам, ведущему в Тумень, где начинается
железная дорога, и далее в Яньцзи - центр
Яньбяньской префектуры, двигаются машины,
воловьи и ослиные повозки, лошади и люди на
велосипедах. Шоссе много раз ныряет в туннели
(рис.4) - равнинные участки быстро сменяются
горными. Над шоссе насыпь железной дороги на
Хуньчунь - по этой дороге нет пассажирского
сообщения. У деревень обычны небольшие кладбища
с небольшими белыми каменными плитами. Отдельно
от кладбищ стоят памятники со звездами в память о
воинах из этих деревень. |
Горы отходят, и в широкой долине, где Туманная,
или Тумыньцзян принимает две реки - Гайу и
Буэрхатонхэ, лежит город Тумень с населением
около 200 тысяч (рис.5). Перед въездом в город
воинская часть с пушками и огородами между
казармами. Надписи и вывески, как и везде в этой
префектуре, обычны на двух языках - китайском и
корейском. Изредка, в ожидании русских торговцев
- на русском. Как и все китайские города, Тумень
контрастен - страшные лачуги не только на
окраинах, но и в центре, и новые многоэтажные,
часто помпезные, здания фирм, гостиниц. В Тумени и
других городах провинции Цзилинь много
пятиэтажных домов наподобие наших “хрущевок”,
построенных недавно, и основательных одно- и
двухэтажных жилых и промышленных зданий времен
японской оккупации Маньчжурии. |
(Рисунок 5)
|
(Рисунок 6)
|
|
|
Двигаясь вверх по долине Буэрхатонхэ, к вечеру
приезжаем в лежащий по ее обеим сторонам Яньцзи.
Ночь проходит в удобном поездном купе с яркими
покрывалами (рис.6), и утром - Чанчунь, центр
провинции, бывшая столица Маньчжоу-Го и бывшее
место пребывания последнего императора Пу И,
арестованного советскими войсками в 1945 году
(рис.7). Город с населением более 2,5 млн. быстро
растет, и Институт географии, построенный 40 лет
назад на окраине города, теперь стоит в его
центре. На новой окраине Чанчуня в гостинице, где
нас разместили, проходила конференция. |
Доклады китайских специалистов из Чаньчунского
института географии, Пекинского института
географии и других учреждений Чанчуня и Пекина
содержали полезные сведения о ресурсах бассейна
Туманной, состоянии среды, настоящем и ожидаемом
развитии экономики этого района. |
Леса бассейна, занимающие около 80% территории,
длительное время подвергались избыточной рубке,
и теперь лесосека должна быть сокращена. Сейчас
лесовосстановительным работам в префектуре
уделено большое внимание и пропагандируется
взгляд на лес как потребитель окиси углерода,
хранилище биологического разнообразия и
источник важных для человека недревесных
ресурсов. |
Водные ресурсы бассейна значительны, но
находятся уже сейчас, еще до начала интенсивного
экономического развития этой зоны, в
неудовлетворительном состоянии из-за
антропогенного загрязнения. Отсутствуют или маломощны
очистные сооружения, низка технология
существующих предприятий. Китайские и корейские
специалисты несколько лет назад определили
четыре основные предприятия-источники
загрязняющих веществ, попадающих в Туманную –
Мишанский железный рудник в КНДР, из хвостов
которого ежегодно около 10 млн тонн песка
попадает в реку в ее верхнем течении, химический
комбинат в Аоди (КНДР) и два китайских
предприятия – завод химического волокна в
Кайшаньтуне и целлюлозно-бумажный комбинат в
Шисяне с очень несовершенными очистными
сооружениями. В дополнение к промышленным
источникам загрязнение идет от неочищенных
бытовых и сельскохозяйственных стоков. Качество
воды в бассейне реки Туманной страдает прежде
всего от избыточного содержания органики и
взвешенных веществ. Способность реки к
самоочищению при нынешнем уровне экономики
удовлетворительна в летнее время и уже
неудовлетворительна в зимнее время, при резком
сезонном уменьшении стока и замерзании. |
Ожидая
мощного развития района реки Туманной, китайские
специалисты видят его в появлении новых
технологий в сельском хозяйстве и
промышленности района с ориентацией на легкую и
наукоемкую промышленность, в подъеме
туристического бизнеса и значительном акценте
на транспортных функциях района. Не оставлена
идея строительства порта в нижнем течении
Туманной, разрабатываются проекты создания
здесь международного мегаполиса, охватывающего
территории Китая, Кореи и России. Выход к морю
рассматривается как важная политическая и
экономическая проблема. |
(Рисунок 7)
|
(Рисунок 8)
|
|
Чанчуньский институт географии - крупный
современный институт, возглавляемый молодым
активным профессором Хе Яном (рис.8) - головной
институт в Китае по исследованию болот и
водно-болотных угодий и по изучению природных
ресурсов Северо-Восточного Китая. В составе
института центр наблюдений Земли из космоса и
центр оценки воздействия на окружающую среду.
Институт ответственен за выпуск двух
общекитайских журналов: “Scientia Geographica Sinica” (на
китайском языке) и “Chinese Geographical Science” (на
английском языке). В штате института более 300
человек. |
Конференция закончилась, и теперь Гуо Ронсин -
экономист из Пекина, Лиу Футао - сотрудник
международного отдела Института географии,
Дмитрий Леонидович Питрук и я, как паломники,
отправились на священную гору Пектусан. В Яньцзи
нам дают потрепанный “Ауди”, везущий нас на
плато Чанбайшань. По дороге, недалеко от Яньцзи,
большая железнодорожная станция Лунцзин - здесь
в школе учился президент Южной Кореи, помогающий
этому городу. Вообще, во всей Яньбяньской
префектуре значительны инвестиции из Южной
Кореи. |
(Рисунок 9)
|
(Рисунок 10)
|
|
Через
несколько часов мы у подножья описанного Гариным
Пектусана, или Байтоушаня - по-китайски. Огромная
арка со львами (рис.9), сувенирные киоски, и
начинается биосферный заповедник Чанбайшань. По
великолепной крутой дороге вверх, разогнавшись,
несутся желтые японские джипы с пассажирами,
вцепившимися в поручни. Наш “Ауди” глохнет
(рис.10), и есть возможность не из машины увидеть
открывающиеся дали и наблюдать смену поясов
растительности - от широколиственных лесов к
смешанным, затем к хвойным, сменяемым каменной
березой и альпийской тундрой - высота 2 700 м. |
(Рисунок 11)
|
(Рисунок 12)
|
|
|
На
вершине метеостанция, проводники в теплых
куртках, продавцы пемзы и других вулканических
пород, фотографы и струйки туристов, текущие к
синему небу и желтым обрывам конуса Пектусана -
пока спящего вулкана. В его огромном кратере
озеро Тянчи - Небесное, с глубиной около 400 м
(рис.11). И почти неизученное. Как и следовало
ожидать, в нем живут драконы - об этом
рассказывает специальный зал в музее
заповедника в городке Эрдобайхэ. Городок назван
по реке - единственной реке, вытекающей из озера.
Эрдобайхэ впадает в систему Сунгари, таким
образом Тянчи принадлежит бассейну Амура. По
озеру проходит граница между Китаем и Кореей.
Эрдобайхэ, вытекая из озера, отвесно падает на 68 м
(рис.12). |
(Рисунок 13)
|
(Рисунок 14)
|
|
В долине этого живописного водопада горячие
источники, в которых можно сварить яйца (рис.13). На
дне источников бактериально-водорослевые маты
(рис.14). Лесная дорога ведет к центральной усадьбе
заповедника с большим хорошим музеем в Эрдобайхэ
(рис.15). К сожалению, все экспонаты музея о живой и
неживой природе заповедника, о работе егерей, о
редких видах, о преданиях Байтоушаня снабжены
только текстом на китайском языке. Бывая в
российских музеях, не понимаешь, как необходимы
тексты на английском языке, чтобы экспонат
заговорил не только для местного жителя. |
(Рисунок 15)
|
(Рисунок 16)
|
|
После Байтоушаня снова Яньцзи (рис.16), и
знакомство с Яньбяньским университетом (рис.17).
По прямой Яньцзи расположен в каких-нибудь 300 км
от Владивостока. К сожалению, пока еще нет
постоянных контактов с этим университетом ни у
вузов Владивостока, ни у академических
институтов. Преподавание на факультетах, включая
факультет науки и технологий (рис.18), ведется на
китайском и корейском языках, есть кафедра
русского языка, приезжают читать лекции
профессора из других стран. Созданию
университета помогал Советский Союз, сейчас
ощутима помощь Южной Кореи. |
(Рисунок 17)
|
(Рисунок 18)
|
|
По пути во Владивосток еще одна интригующая
поездка - в узкую зажатую между Россией и Кореей
полоску Китая, добирающуюся почти до самого
Японского моря. Здесь, на вершине этой полоски,
рядом с российским поселком Хасаном,
планировалось (планируется?) строительство
крупного города и порта Фанчуаня. Обратный путь через Хуньчунь
(рис.19). Еще до революции по тракту
Хуньчунь-Новокиевское (теперь Краскино) гнали
скот во Владивосток,на бойню, которая стояла на
мысе Красном. Сейчас на соседнем мысе - здание
Института биологии моря. |
(Рисунок 19)
|
(Рисунок 20)
|
|
Хуньчунь готов торговать с Россией, но русских
купцов или коробейников, теперь “челноков”, нет.
Совсем нет - это вторая половина августа 1998 года,
очередной кризис российской экономики и падение
рубля. Хуньчунь с населением около 100 тысяч -
центр уезда и центр Зоны свободного
экономического развития с привлечением
иностранного капитала. Несмотря на близость
России, деньги идут из Европы и, особенно из Южной
Кореи. |
(Рисунок 21)
|
(Рисунок 22)
|
|
По
дороге на юго-восток, к Фанчуаню, мелкие частные и
убогие угольные копи - уголь подходит к самой
поверхности (рис.20). Дорога реконструируется и
напоминает наши прежние стройки социализма
(рис.21). Начинаясь от Яньцзи, она тянется через
Хуньчунь к границе с Кореей и Японскому морю.
Нынешняя дорога, поднимаясь в горы около границы
с Россией, не имеет туннелей, сейчас они строятся.
Спускаясь с гор, попадаешь в долину нижнего
течения Туманной, это известные водно-болотные
угодья Цзинсинь, где, как и на Хасанских болотах,
останавливаются пролетные птицы. Новая дорога
упирается в берег Туманной. Здесь последний
перед морем мост на корейскую сторону.Старая
ухоженная дорога ведет к Фанчуаню вниз по
течению реки. На одном из участков Китаю
принадлежит лишь эта дорога, проложенная между
старицей реки (это Россия) и ее основным руслом
(это Корея) – рис.22. Наконец, Фанчуань. Сейчас это
маленький казарменный городок и все (рис.23). За
ним последняя китайская застава со строящимся
туристским центром . В хорошую погоду оттуда
можно видеть море. Над Туманной в наш приезд
стоял туман (рис.24). |
(Рисунок 23)
|
(Рисунок 24)
|
|
|
|