ПО ТУ СТОРОНУ ЧЕРНЫХ ГОР

В.Л. Касьянов

Институт биологии моря ДВО РАН, Владивосток, 690041


    Каждый день в хорошую погоду из окон владивостокских домов, выходящих на Амурский залив, видна цепь Черных гор. За ними Китай. Точнее, Хуньчуньский уезд Яньбяньской Корейской автономной префектуры провинции Цзилинь.

    В августе 1998 года Чанчуньский институт географии АН Китая провел конференцию по проблемам устойчивого развития, ресурсов и окружающей среды в районе экономического развития бассейна реки Туманной. Поездка на конференцию семи российских географов и морских биологов дала нам возможность узнать взгляды китайских географов на эти проблемы и увидеть этот район.

Рисунок 1
(Рисунок 1)
Рисунок 2
(Рисунок 2)
    На “Комете” мы пролетели через Амурский залив в Славянку - центр Хасанского района (рис.1), а оттуда на пустом рейсовом китайском автобусе “Мерседесе” отправились в Хуньчунь через Краскино. Пересев на пропускном пункте в Хуньчуне в микроавтобус с переводчиком Ван Цинда из Чанчуньского института географии, промчались через Хуньчунь, разбросанный в низовье Хуньчуньхэ, последнего перед морем крупного притока реки Туманной, и выехали на ее левый, китайский берег. Он, в отличие от правого, корейского (рис.2), берега обжит, со многими китайскими и корейскими деревнями и ярко зелеными тщательно обработанными рисовыми полями (рис.3).
Рисунок 3
(Рисунок 3)
Рисунок 4
(Рисунок 4)
Обычны посевы кукурузы и овощей. Китайские деревенские дома кирпичные, поставленные впритык друг к другу, и покрыты черепицей. Корейские дома - мазанки с четырехскатной соломенной крышей - напоминают украинские хаты. Трубы идут не из крыш, а из земли у дома - дым выходит после обогрева пола в доме. Яркие резные арки стоят при въезде и выезде из деревень. По ухоженному шоссе с цветами по обочинам, ведущему в Тумень, где начинается железная дорога, и далее в Яньцзи - центр Яньбяньской префектуры, двигаются машины, воловьи и ослиные повозки, лошади и люди на велосипедах. Шоссе много раз ныряет в туннели (рис.4) - равнинные участки быстро сменяются горными. Над шоссе насыпь железной дороги на Хуньчунь - по этой дороге нет пассажирского сообщения. У деревень обычны небольшие кладбища с небольшими белыми каменными плитами. Отдельно от кладбищ стоят памятники со звездами в память о воинах из этих деревень.

    Горы отходят, и в широкой долине, где Туманная, или Тумыньцзян принимает две реки - Гайу и Буэрхатонхэ, лежит город Тумень с населением около 200 тысяч (рис.5). Перед въездом в город воинская часть с пушками и огородами между казармами. Надписи и вывески, как и везде в этой префектуре, обычны на двух языках - китайском и корейском. Изредка, в ожидании русских торговцев - на русском. Как и все китайские города, Тумень контрастен - страшные лачуги не только на окраинах, но и в центре, и новые многоэтажные, часто помпезные, здания фирм, гостиниц. В Тумени и других городах провинции Цзилинь много пятиэтажных домов наподобие наших “хрущевок”, построенных недавно, и основательных одно- и двухэтажных жилых и промышленных зданий времен японской оккупации Маньчжурии.

Рисунок 5
(Рисунок 5)
Рисунок 6
(Рисунок 6)
Начало

    Двигаясь вверх по долине Буэрхатонхэ, к вечеру приезжаем в лежащий по ее обеим сторонам Яньцзи. Ночь проходит в удобном поездном купе с яркими покрывалами (рис.6), и утром - Чанчунь, центр провинции, бывшая столица Маньчжоу-Го и бывшее место пребывания последнего императора Пу И, арестованного советскими войсками в 1945 году (рис.7). Город с населением более 2,5 млн. быстро растет, и Институт географии, построенный 40 лет назад на окраине города, теперь стоит в его центре. На новой окраине Чанчуня в гостинице, где нас разместили, проходила конференция.

    Доклады китайских специалистов из Чаньчунского института географии, Пекинского института географии и других учреждений Чанчуня и Пекина содержали полезные сведения о ресурсах бассейна Туманной, состоянии среды, настоящем и ожидаемом развитии экономики этого района.

    Леса бассейна, занимающие около 80% территории, длительное время подвергались избыточной рубке, и теперь лесосека должна быть сокращена. Сейчас лесовосстановительным работам в префектуре уделено большое внимание и пропагандируется взгляд на лес как потребитель окиси углерода, хранилище биологического разнообразия и источник важных для человека недревесных ресурсов.

    Водные ресурсы бассейна значительны, но находятся уже сейчас, еще до начала интенсивного экономического развития этой зоны, в неудовлетворительном состоянии из-за антропогенного загрязнения. Отсутствуют или маломощны очистные сооружения, низка технология существующих предприятий. Китайские и корейские специалисты несколько лет назад определили четыре основные предприятия-источники загрязняющих веществ, попадающих в Туманную – Мишанский железный рудник в КНДР, из хвостов которого ежегодно около 10 млн тонн песка попадает в реку в ее верхнем течении, химический комбинат в Аоди (КНДР) и два китайских предприятия – завод химического волокна в Кайшаньтуне и целлюлозно-бумажный комбинат в Шисяне с очень несовершенными очистными сооружениями. В дополнение к промышленным источникам загрязнение идет от неочищенных бытовых и сельскохозяйственных стоков. Качество воды в бассейне реки Туманной страдает прежде всего от избыточного содержания органики и взвешенных веществ. Способность реки к самоочищению при нынешнем уровне экономики удовлетворительна в летнее время и уже неудовлетворительна в зимнее время, при резком сезонном уменьшении стока и замерзании.

    Ожидая мощного развития района реки Туманной, китайские специалисты видят его в появлении новых технологий в сельском хозяйстве и промышленности района с ориентацией на легкую и наукоемкую промышленность, в подъеме туристического бизнеса и значительном акценте на транспортных функциях района. Не оставлена идея строительства порта в нижнем течении Туманной, разрабатываются проекты создания здесь международного мегаполиса, охватывающего территории Китая, Кореи и России. Выход к морю рассматривается как важная политическая и экономическая проблема.
Рисунок 7
(Рисунок 7)
Рисунок 8
(Рисунок 8)

    Чанчуньский институт географии - крупный современный институт, возглавляемый молодым активным профессором Хе Яном (рис.8) - головной институт в Китае по исследованию болот и водно-болотных угодий и по изучению природных ресурсов Северо-Восточного Китая. В составе института центр наблюдений Земли из космоса и центр оценки воздействия на окружающую среду. Институт ответственен за выпуск двух общекитайских журналов: “Scientia Geographica Sinica” (на китайском языке) и “Chinese Geographical Science” (на английском языке). В штате института более 300 человек.

    Конференция закончилась, и теперь Гуо Ронсин - экономист из Пекина, Лиу Футао - сотрудник международного отдела Института географии, Дмитрий Леонидович Питрук и я, как паломники, отправились на священную гору Пектусан. В Яньцзи нам дают потрепанный “Ауди”, везущий нас на плато Чанбайшань. По дороге, недалеко от Яньцзи, большая железнодорожная станция Лунцзин - здесь в школе учился президент Южной Кореи, помогающий этому городу. Вообще, во всей Яньбяньской префектуре значительны инвестиции из Южной Кореи.

Рисунок 9
(Рисунок 9)
Рисунок 10
(Рисунок 10)
    Через несколько часов мы у подножья описанного Гариным Пектусана, или Байтоушаня - по-китайски. Огромная арка со львами (рис.9), сувенирные киоски, и начинается биосферный заповедник Чанбайшань. По великолепной крутой дороге вверх, разогнавшись, несутся желтые японские джипы с пассажирами, вцепившимися в поручни. Наш “Ауди” глохнет (рис.10), и есть возможность не из машины увидеть открывающиеся дали и наблюдать смену поясов растительности - от широколиственных лесов к смешанным, затем к хвойным, сменяемым каменной березой и альпийской тундрой - высота 2 700 м.
Рисунок 11
(Рисунок 11)
Рисунок 12
(Рисунок 12)
Начало

На вершине метеостанция, проводники в теплых куртках, продавцы пемзы и других вулканических пород, фотографы и струйки туристов, текущие к синему небу и желтым обрывам конуса Пектусана - пока спящего вулкана. В его огромном кратере озеро Тянчи - Небесное, с глубиной около 400 м (рис.11). И почти неизученное. Как и следовало ожидать, в нем живут драконы - об этом рассказывает специальный зал в музее заповедника в городке Эрдобайхэ. Городок назван по реке - единственной реке, вытекающей из озера. Эрдобайхэ впадает в систему Сунгари, таким образом Тянчи принадлежит бассейну Амура. По озеру проходит граница между Китаем и Кореей. Эрдобайхэ, вытекая из озера, отвесно падает на 68 м (рис.12).

Рисунок 13
(Рисунок 13)
Рисунок 14
(Рисунок 14)

    В долине этого живописного водопада горячие источники, в которых можно сварить яйца (рис.13). На дне источников бактериально-водорослевые маты (рис.14). Лесная дорога ведет к центральной усадьбе заповедника с большим хорошим музеем в Эрдобайхэ (рис.15). К сожалению, все экспонаты музея о живой и неживой природе заповедника, о работе егерей, о редких видах, о преданиях Байтоушаня снабжены только текстом на китайском языке. Бывая в российских музеях, не понимаешь, как необходимы тексты на английском языке, чтобы экспонат заговорил не только для местного жителя.

Рисунок 15
(Рисунок 15)
Рисунок 16
(Рисунок 16)

    После Байтоушаня снова Яньцзи (рис.16), и знакомство с Яньбяньским университетом (рис.17). По прямой Яньцзи расположен в каких-нибудь 300 км от Владивостока. К сожалению, пока еще нет постоянных контактов с этим университетом ни у вузов Владивостока, ни у академических институтов. Преподавание на факультетах, включая факультет науки и технологий (рис.18), ведется на китайском и корейском языках, есть кафедра русского языка, приезжают читать лекции профессора из других стран. Созданию университета помогал Советский Союз, сейчас ощутима помощь Южной Кореи.

Рисунок 17
(Рисунок 17)
Рисунок 18
(Рисунок 18)

    По пути во Владивосток еще одна интригующая поездка - в узкую зажатую между Россией и Кореей полоску Китая, добирающуюся почти до самого Японского моря. Здесь, на вершине этой полоски, рядом с российским поселком Хасаном, планировалось (планируется?) строительство крупного города и порта Фанчуаня. Обратный путь через Хуньчунь (рис.19). Еще до революции по тракту Хуньчунь-Новокиевское (теперь Краскино) гнали скот во Владивосток,на бойню, которая стояла на мысе Красном. Сейчас на соседнем мысе - здание Института биологии моря.

Рисунок 19
(Рисунок 19)
Рисунок 20
(Рисунок 20)

    Хуньчунь готов торговать с Россией, но русских купцов или коробейников, теперь “челноков”, нет. Совсем нет - это вторая половина августа 1998 года, очередной кризис российской экономики и падение рубля. Хуньчунь с населением около 100 тысяч - центр уезда и центр Зоны свободного экономического развития с привлечением иностранного капитала. Несмотря на близость России, деньги идут из Европы и, особенно из Южной Кореи.

Рисунок 21
(Рисунок 21)
Рисунок 22
(Рисунок 22)
     По дороге на юго-восток, к Фанчуаню, мелкие частные и убогие угольные копи - уголь подходит к самой поверхности (рис.20). Дорога реконструируется и напоминает наши прежние стройки социализма (рис.21). Начинаясь от Яньцзи, она тянется через Хуньчунь к границе с Кореей и Японскому морю. Нынешняя дорога, поднимаясь в горы около границы с Россией, не имеет туннелей, сейчас они строятся. Спускаясь с гор, попадаешь в долину нижнего течения Туманной, это известные водно-болотные угодья Цзинсинь, где, как и на Хасанских болотах, останавливаются пролетные птицы. Новая дорога упирается в берег Туманной. Здесь последний перед морем мост на корейскую сторону.Старая ухоженная дорога ведет к Фанчуаню вниз по течению реки. На одном из участков Китаю принадлежит лишь эта дорога, проложенная между старицей реки (это Россия) и ее основным руслом (это Корея) – рис.22. Наконец, Фанчуань. Сейчас это маленький казарменный городок и все (рис.23). За ним последняя китайская застава со строящимся туристским центром . В хорошую погоду оттуда можно видеть море. Над Туманной в наш приезд стоял туман (рис.24).
Рисунок 23
(Рисунок 23)
Рисунок 24
(Рисунок 24)
Начало